Ребенок плохо говорит в 6 лет причины и лечение

Период от рождения ребёнка до 5 лет считается главным в развитии речи. В этом возрасте формируются функции головного мозга и развиваются все его структуры. По данным учёных-физиологов, центральная нервная система лучше всего поддаётся тренировке в период её формирования. В случае если воздействия нет, незрелая функция может остановиться в своём развитии. Все это в полной мере относится и к речи, то есть коррекцию её недоразвития лучше всего начать как можно раньше. Если же малыш в 6 лет не говорит, то это очень большая проблема.

Если ребёнок в 6 лет плохо разговаривает, вряд ли он справится с программой начальной школы до тех пор, пока с ним не будет проведена коррекционная работа. Вполне возможно, что дефект речевого развития настолько сложен, что вообще невозможно дать прогноз дальнейшего обучения в учебном заведении. Если говорить кратко – тот материал, который в 6 лет придётся осваивать в течение долгого времени, ещё 2–3 года назад можно было одолеть гораздо меньшими усилиями, и стоит только пожалеть об упущенном времени. Тем не менее в случаях не осложнённых невропатологической симптоматикой, даже в 6 лет можно значительно продвинуться на пути совершенствования детской речи.

Норма речевого развития в шесть лет

Чтобы оценить степень отклонения от возрастной нормы, нужно знать, насколько продвинулся к 6 годам ребёнок в развитии речи. За 1–2 года до начала школьного обучения она достигает определённого совершенства, если взрослые уделяли этому особое внимание.

Параметры речи детей в 6 лет:

  • Словарный запас достаточно большой, ребёнок употребляет слова, разных частей речи, у него имеется достаточный запас знаний о предметах и явлениях окружающей действительности.
  • Грамматические ошибки (употребление предлогов, согласование имён существительных с числительными, изменение по падежам, согласование слов по родам и числам и др.) встречаются очень редко.
  • Высказывания строятся из сложносочинённых и сложноподчинённых предложений.
  • Чётко и правильно произносятся все звуки родной речи, кроме р.
  • Может управлять темпом и громкостью своей речи, к месту использует интонацию.
  • Он отвечает на вопросы развёрнутыми фразами, может пересказать рассказ, сочинить свою историю, сказку, придумать рассказ по картинкам.
  • Может классифицировать, обобщать понятия, находить лишние предметы.

Несмотря на то что речь старшего дошкольника близка к речи взрослого человека, взрослым приходится решать следующие задачи:

  • Развитие умения употреблять эпитеты, сравнения, синонимы и антонимы.
  • Совершенствование фонематического слуха, анализа, синтеза и представлений.
  • Формирование умение пересказывать произведения художественной литературы последовательно и близко к источнику.
  • Совершенствование грамматически правильной речи.

В этом возрасте дети внимательны к своей речи и к речи близких, сверстников, они замечают и исправляют допущенные ошибки.

Возможные причины нарушений речи

Диапазон нарушений речи плохо говорящего ребёнка очень велик, а структура дефекта крайне разнообразна. Если ребёнок плохо говорит в 6 лет, диагностируют такие причины (нарушения речи):

  • дислалия;
  • моторная и сенсорная алалия;
  • афазия;
  • ринолалия;
  • дизартрия.

Поставить диагноз по результатам обследования может только квалифицированный специалист – детский невропатолог, психоневролог, логопед. Они же предложат рекомендации по медикаментозной и педагогической коррекции речевого дефекта. Если по каким-то причинам не удаётся немедленно посетить специалиста, стоит познакомиться с признаками основных речевых патологий.

Дислалия

Этот термин обозначает нарушение звукопроизношения, в основе которого лежит дефект анатомии органов артикуляции, обратимые нарушения коры головного мозга (минимальная мозговая дисфункция), социальная запущенность.

ребенок плохо говорит в 6 лет причины и лечение

Возможные дефекты органов артикуляции:

  • короткая уздечка языка;
  • толстые губы;
  • массивный язык;
  • слишком узкий язык;
  • высокое «готическое» нёбо;
  • низкое и широкое нёбо;
  • нарушения прикуса;
  • расстояния между зубами;
  • редкие или мелкие зубы.

Дислалия в 6 лет может диагностироваться у детей, растущих в двуязычной семье, подражающих неправильной речи близких, находящихся в социально неблагополучных семьях, а также у детей, живущих в ситуации гиперопеки.

Под дислалией подразумевается замена, пропуск или искажение звука. Для того чтобы устранить дислалию у шестилетних детей, нужны коррекционные занятия с логопедом, возможно, исправление прикуса под руководством врача-ортодонта.

Моторная алалия

Если ребёнок 6 лет имеет очень маленький словарный запас, у него поздно появились первые слова, он переставляет местами и сокращает слова, слоги, возможно, у него моторная алалия. Это заболевание, при котором речь окружающих дети понимают, но собственное полноценное высказывание построить не могут. Её причина – нарушение созревания речевых зон головного мозга, их поражение в результате родовой травмы, патологий внутриутробного развития.

Проявления моторной алалии в 6 лет:

  • искажение слов, замена другими, близкими по смыслу;
  • нарушение согласования слов по родам, падежам и числам;
  • замедление подбора слов в высказываниях;
  • повторение одних и тех же слов, звукосочетаний.

В движениях и в поведении таких детей тоже имеются отклонения от нормы, им не хватает ловкости, плохо развита мелкая моторика. Страдает внимание, память, интеллектуальная деятельность, снижено стремление к познанию мира.

Сенсорная алалия

Проявления сенсорной алалии похожи на признаки моторной алалии. Главное отличие в структуре дефекта – дети не понимают обращённую к ним речь и поэтому с трудом формируют собственные высказывания. У них поздно развивается речь, она пестрит неправильными словами, не изменяемыми по родам, падежам и числам. Дети медлительны и малоподвижны, имеют грубые нарушения моторики. Диагностировать сенсорную алалию в 6 лет непросто – малыш может вообще не понимать обращённую к нему речь, не откликаться даже на собственное имя.

Проявления этого дефекта иногда неправомерно путают с аутизмом, задержкой психического развития, умственной отсталостью. В целом, шестилетние дети с сенсорной алалией активны в речевом плане, но могут раздражаться, проявлять негативизм из-за того, что не могут полноценно общаться с окружающими.

Дизартрия

Чаще всего плохо разговаривающие дети 6 лет страдают от дизартрии. Это расстройство речи связано с поражением отделов головного мозга, возникшее во время внутриутробного развития, родов, после заболеваний ЦНС, в результате хромосомных аномалий.

Речь ребёнка со стёртой дизартрией малопонятная для окружающих, она нечёткая, звукопроизношение смазанное. Голос тихий, но может быть и резким, темп речи ускоренный или замедленный. Такие дети не любят жевать твёрдую пищу, затрудняются резать ножницами, рисовать, выполнять движения под музыку, удерживать равновесие.

Как помочь плохо говорящему 6-летнему

Коррекционная работа с такими детьми проводится в зависимости от того, какой диагноз поставлен специалистами. При желании родители могут значительно увеличить эффективность коррекционного воздействия логопеда, дефектолога и психолога, если будут выполнять все рекомендации данные специалистами.

Некоторые приёмы работы с детьми, имеющими речевые проблемы:

  • предложите подобрать похожие и противоположные слова (синонимы и антонимы) к предметам окружающим его или к картинкам;
  • учим классифицировать предметы – что бывает круглым, сладким, тяжёлым, голубым и т. д.; поиграть в игру «Живое-неживое», «Съедобное-несъедобное»;
  • загадывайте загадки об окружающих их предметах, придумывайте их самостоятельно или вместе с ребёнком;
  • упражняйтесь в придумывании слов на тему «широкий-узкий», «один-много»;
  • предложите ему составить предложение из 2 слов, затем увеличить это предложение до 3 слов и т. д.;
  • делитесь впечатлениями об увиденном в театре, на экскурсии, в музее, рассказывайте на прогулках о предметах, которые вас окружают, о временах года и их признаках;
  • рассматривайте картинки, попробуйте составить по ним сначала предложения, потом рассказ;
  • чаще читайте ребёнку лучшие образцы детской художественной литературы, беседуйте по содержанию произведений;
  • предложите ему выделить слова, в которых есть заданный звук, придумать свои слова на данный звук;
  • время от времени совместно произносите знакомые стихи, поговорки, чистоговорки для отработки тонких движений губ и языка.

Своевременная диагностика и квалифицированная коррекционная работа помогут вовремя исправить дефекты речи в дошкольника и подготовить его к обучению в общеобразовательной школе. Обращайтесь к нам — мы поможем!

Начнем с того, что «плохо говорит» — очень размытая формулировка, но именно с нею родители обычно прибегают на всякие форумы и онлайн-консультации, а ведь всего-то и нужно, что показать ребенка специалисту.

Дефектолог, логопед Наталия Николаевна Коленчук советует родителям не заниматься догадками, а при первых же сомнениях или волнениях вести ребенка к логопеду, и вот почему: «В наше время количество детей с нарушениями речи и отставанием в развитии просто огромно. Логопедические сады переполнены, дефектологи – нарасхват. Причин, к сожалению, не знает никто, сваливают и на «чернобыль, радиацию», но это лишь одна из возможных причин».

Родители детей, которые ходят в детский сад, а особенно родители первоклассников, подтвердят: как минимум несколько человек в группе или классе не успевают за программой по тем или иным причинам. И речь идет не о специализированных, а об общеобразовательных учебных заведениях.

Читай также: Детей нужно учить говорить с рождения

Развитие ребенка проходит определенные этапы и имеет установленные нормы, сверившись с которыми можно определить, есть ли повод для беспокойств.

«Речь человека развивается по своим законам: сначала ребенок должен научиться понимать речь и механически повторять отдельные слоги и звуки. Ребенок запоминает, учится вычленять из речевого потока необходимые слова, параллельно пополняя пассивный словарный запас. То есть ребенок еще не может произнести «машина», но он может показать ее, если к нему обратиться «покажи, где машинка». Важным этапом является развитие слухового внимания. Для того, чтобы убедиться, что проблем со слухом нет, можно просто хлопнуть в ладоши достаточно громко и близко – младенец поморщится, заплачет, хоть как-то, но отреагирует. К сожалению, детей с нарушениями слуха также очень много, поэтому стоит уделить особенное внимание этому вопросу. Слуховое внимание необходимо развивать: повторение простых ритмов, серии звуков, хлопков, ударов, узнавание источника звуков и т.д. Если в год-полтора ребенок вообще не начинает говорить, нужно делать артикуляционную гимнастику, массаж пальчиков рук».

Лепка, рисование, музыка, танцы, куклы, крупная и мелкая моторика, подвижные игры и игры на внимание, методики раннего развития – все это необходимо для развития, в том числе и речи ребенка.

Есть дети, которые растут сами по себе: посадил, а они и выросли и зацвели и плодоносят, будто природа сама их ведет. А есть дети, требующие тщательного ухода, постоянного контакта со взрослыми, которые будет направлять, помогать.

«Обязательный плановый осмотр у логопеда не зря показан в 3 года. В этом возрасте ребенок может говорить на своем «птичьем» языке, но должен уметь рассказать свою любимую сказку или мультик, даже если его понимает только мама, словарный запас – не менее 300 слов. В 5 лет речь ребенка уже должна быть полностью сформирована, он должен уметь сочетать слова по падежам и числам. В этом возрасте нарушение произношения некоторых звуков встречается у большинства детей, но это не означает, что к логопеду идти не обязательно. Обратите внимание на запоминание букв и чтение – это также говорит о развитии речи, только не устной, а письменной. Если не помочь ребенку сейчас – потом это будет сделать гораздо труднее и дольше, а впереди школа…

Не нужно бояться слова «психиатр», нужно бояться упустить время – за недоразвитием речи могут скрываться серьезные проблемы в психическом развитии, которые в этом возрасте успешно корректируются».

Если ребенок начал заикаться, растягивает слова, запинается, не всегда отзывается или делает вид, что не слышит (иногда проблемы со слухом начинаются у детей после приема антибиотиков) – это повод показать ребенка врачу.

«С 4-4,5 лет регулярные занятия в логопедической группе, а еще лучше – логопедический сад – лучший вариант в случае речевых нарушений. Можно заниматься дома с мамой, но для этого логопед сначала должен поставить звук, научить маму определенным упражнениям, артикуляции. Кроме того, есть огромное количество литературы, учебных тетрадей, видео уроков, что, кстати, также свидетельствует о необыкновенной распространенности проблемы».

Проблемы с речью могут быть обусловлены и механическими причинами, наиболее распространенная – укороченная уздечка. Регулярными занятиями с логопедом можно решить проблему. В некоторых случаях может потребоваться и оперативное вмешательство, но это не сложная операция, которую, при местном обезболивании, проводит стоматолог-хирург.

Читай также: Если ребенок плохо говорит

28 апреля 2017, 15:10

Девочки.очень переживаю за своего сына.Нам 6 лет, в основном говорит понятные слова, но иногда во рту каша или выговаривает слово не внятно, разговор о чем либо вести с ним трудно, когда быстро говорит основную часть не могу понять, бить тревогу начала с 2,5 лет, сказали дождатся трех, возила по неврологам, которые выписали только пантогам и критического ничего не видят.Дома занимаемся, в садике занятия с логопедом, буквально позавчера были на осмотре у невролога, рассказал стих ей, единственный который выучили, учить стал совсем недавно, она сказала что все в порядке и я себя накручиваю, но все равно я же вижу что он отстает от сверстников ли даже детей которые младше на год, до сих пор путает цвета.Дифектолога у нас тут не найти, в следующем году школа, очень переживаю.Логопед говорит что короткая уздечка и надо ее вытягивать артикулярной гимнастикой, которой мы занимаемся из под палки. а мне кажеся что проблема в том что он плохо понимает, поэтому не знает как выразить словами.Расскажите как у вас обстоят дела в этом возрасте? может у кого есть похожие проблемы?

Интересные разделы сообщества

Другие статьи на эту тему

Актуальные посты

Если ребёнок говорит плохо в 6 лет….

Подробности Категория: Родителям Дата публикации Автор: Vale Просмотров: 2348

Виновата не только природа, но и родители. С ребёнком надо разговаривать, отвечать на все его вопросы и выслушивать все его ответы.

 Обратите внимание, ребёнок копирует вас: вашу речь, манеры, жесты.  Учите его  культуре, даже если вы сами не особо владеете ею. 

Эти короткие стишки развивают не только речь, о и память.  Успешным будет обучение Если Вы сами их будете знать наизусть.

Готовьте ребёнка к школе!

100 лучших логопедических стишков на разные буквы 

Звук Ш Логопедический стишок № 1

 К Чебурашке в чашку

 Шлепнулась букашка,

Добрый Чебурашка

Вытащил букашку,

Положил букашку

Сохнуть на бумажку.

Высохла букашка,

Поднялась с бумажки

И снова чебурахнулась

В чашку к Чебурашке.

Звук Л Логопедический стишок №2

Лунный свет голубой

Спать ослу не давал,

Сел осел на валун

И зевал и зевал…

И случайно осел

проглотил вдруг луну,

Улыбнулся, вздохнул

– И спокойно уснул.

Звук Р

Злые крысы

Грызли крышу,

Но пришел котенок рыжий,

крысы в дыры убежали

 И от страха там дрожали.

Хрюша – поросенок

Хрюкает спросонок:

Хрюк да хрюк! Хрюк да хрюк!

– подавайте мне урюк!

Поросенок Хрюша,

До того, как покушать,

Ты возьми-ка мыло,

Да умой-ка рыло!                                  

 Звуки С Ц Логопедический стишок №4

Забрели к нам в детский сад

 Десять маленьких цыплят.

Завела их с улицы

Пестренькая курица.

Миленькая курица,

ты ошиблась улицей,

Это детский сад.

Но не для цыплят!

Автор стихов Т. Ляхович

С детьми 5-6 лет можно петь с чередованием парных согласных: С — З Ш — Ж Р — Л Г — К

Логопедический стишок №5

СЫ — ЗЫ СЫ — ЗЫ

СТАЛО СКУЧНО БЕЗ КОЗЫ

СЕ — ЗЕ СЕ — ЗЕ

Я НАРВАЛ ТРАВЫ КОЗЕ

РИ — ЛИ РИ — ЛИ ПРИЛЕТЕЛИ ЖУРАВЛИ

ША — ЖА ША — ЖА

МЫ НАШЛИ В ТРАВЕ ЕЖА и т.д.

ЩЕ-ЧЕ ЩЕ — ЧЕ ГРЯЗЬ У МИШКИ НА ПЛЕЧЕ и т.д.

ЖИ — ШИ ЖИ — ШИ КАК КОНФЕТКИ ХОРОШИ и т.д.

ЗУ — СУ ЗУ — СУ НЕ ПУСКАЮТ В ДОМ ЛИСУ и т.д.

ЛА — РА ЛА — РА НА ГОРЕ СТОИТ ГОРА и т. д.

Чередование согласных

 П — Б: ПУ — БУ — ПУ — БУ СИДИТ ФИЛИН НА ДУБУ,

ПА — БА ПА — БА А ПОД ДУБОМ ЕСТЬ ИЗБА.

ПЫ — БЫ ПЫ — БЫ КУРЬИ НОЖКИ У ИЗБЫ,

 ПЕ — БЕ ПЕ — БЕ ТА ИЗБА ИДЁТ К ТЕБЕ.

 Чередование согласных

Т — Д: ТЫ — ДЫ ТЫ — ДЫ Я НАШЁЛ ТВОИ СЛЕДЫ.

ТЕ — ДЕ ТЕ — ДЕ ТОЛЬКО НЕТ ТЕБЯ НИГДЕ.

ТУ — ДУ ТУ — ДУ А Я С ДУДОЧКОЙ ИДУ.

ТИ — ДИ ТИ — ДИ ПОСКОРЕЕ ПРИХОДИ.

Рекомендуется также придумывать и петь с ребёнком другие короткие стишки, а позже читать уже знакомые и новые тексты по очереди: несколько слов взрослый и одно слово (полегче) — ребёнок.

Логопедический стишок №6

Не понять никак нам Дашу,

Ведь во рту у Даши каша.

 Но не гречка и не плов –

 Эта каша-то из слов!

 Логопедический стишок №7

Любит буква «Р» тигрёнка –

С детства он её рычит.

Любит буква «Р» рыбёшку

— Лучше всех её… молчит.

Логопедический стишок №8

Букву «Р» наш поросёнок Громко хрюкает с пелёнок.

Буду крепко с ним дружить

— «Р» поможет мне учить.

Логопедический стишок №9

На уроки к логопеду

Аж вприпрыжку я бегу:

 Ведь учительнице строгой

Показать язык смогу!

Логопедический стишок №10

Должен каждый офицер

Говорить отлично «Р»!

Ведь иначе он

Не построит в ровный ряд.

 (Команды: «Смирно!», «Равняйся!», «Стройся!», Рассчитаться по порядку!»)

Логопедический стишок №11

Депутату иль певцу

Быть картавым не к лицу.

 Не давай хлеб пародистам,

Говорить учись ты чисто.

Логопедический стишок №12

Мы расселись по порядку,

Дружно делаем зарядку,

Не ногами, не руками,

А своими… язычками.

Логопедический стишок №13

Вчерашний град

Повредил виноград.

 Логопедический стишок №14

Редиску в окрошку

 Режет Серёжка.

Логопедический стишок №15

А в подарке у Марины

Три огромных мандарина.

Логопедический стишок №16

Тигр и рысь — родня для киски,

 Репа, редька — для редиски.

Логопедический стишок №17

 Артур на портрете

 В бордовом берете.

Логопедический стишок №18

У крысы в норке

 Сырные корки.

Логопедический стишок №19

Тридцать три огромных рака,

Все в нарядных красных фраках.

Логопедический стишок №20

Рожь яровая — Культура зерновая.

Логопедический стишок №21

У принцессы у Арины

На кровати три перины.

Логопедический стишок

 №22 Поздравили мы Иру

 По радиоэфиру.

Логопедический стишок №23

Папиросы, сигареты

Для ребят всех под запретом.

 Логопедический стишок №24

Прорубь в пруду – Рыбачить приду.

Логопедический стишок №25

Борька наш нырнул бобром,

А вот Ромка — топором.

Логопедический стишок №26

Шофёр спозаранку Крутит «баранку».

Логопедический стишок №27

 Кудрявый рыжий Юра Гордится шевелюрой.

Логопедический стишок №28

 Радиоконструктор Придумал репродуктор.

Логопедический стишок №29

Горячий призыв к народу: Берегите родную природу!

 Логопедический стишок №30

На праздник придём нарядными, Опрятными и аккуратными.

 Логопедический стишок №31

Кроссворды и шарады Разгадывать мы рады.

Логопедический стишок №32

Корректировать я рад Речевой свой аппарат.

Логопедический стишок №33

Приобрёл Артур В Европу тур.

 Логопедический стишок №34

Прохор и Варвара – Прекрасная пара.

 Логопедический стишок №35

Гарантировал повар в трактире

Макароны на гарнир Ире.

Логопедический стишок №36

А в руках у детворы Разноцветные шары.

Логопедический стишок №37

 Стар ворон репертуар: Утром, вечером – всё КАРРР!

Логопедический стишок №38

В нашем озере Андрей

Тридцать выловил угрей.

Жарь, копти их и вари

– Очень вкусные угри.

Логопедический стишок №39

 Чтобы ядро из ореха добыть,

 (Р, С) Нужно его скорлупу раскусить.

Логопедический стишок №40

 Берёзы бобр грызёт зубами,

(Р, З) Как будто острыми резцами.

Логопедический стишок №41

 Ананасы на сосне Света видела во сне.

Логопедический стишок №42

Просит Сашу киска: «Поделись сосиской!»

Логопедический стишок №43

Гусь искупался, Но сух остался.

Логопедический стишок №44

 В саду средь ветвей Свистит соловей.

 Логопедический стишок №45

Я старалась, я старалась — За посылку расписалась.

Логопедический стишок №46

осины осенней (С, Л)

Слетел лист последний.

Логопедический стишок №47

Соблюдается совой Распорядок часовой,

 Всё по расписанию, **

 По согласованию. (По А. Усачёву)

 Логопедический стишок №48

Больную Колькину коленку

Зелёнкой колкой лечит Ленка

Логопедический стишок №49

Пуделя Мальвины Слепила я из глины.

Логопедический стишок №50

Апельсин делю на дольки

Для Алины и для Кольки.

 Логопедический стишок №51

 С липкой липы липкий мёд Пчёлка лакомкам даёт.

 Логопедический стишок №52

На Земле корабли приземляются, На Луне луноход прилуняется.

Логопедический стишок №53

Съел Филимон С улыбкой лимон.

Логопедический стишок №54

Коля и две Оли В поле лук пололи.

стишок №55

 В палисаднике у Лили Лейкой лилии полили.

 Логопедический стишок №56

Колючки для верблюда – Любимое блюдо.

 Логопедический стишок №57

Улитка открыла калитку. (Л, Р) Манят просторы улитку.

Логопедический стишок №58

Улитка – пирамидка (Л, Р) Ползёт не прытко.

Логопедический стишок №59

У крокодилёнка родители – (Л, Р) Крокодители.

 Логопедический стишок №60

Лепим, красим, вырезаем, (Л, Р)

Дружно ёлку наряжаем.

Логопедический стишок №

Серебрятся в небе крылья (Л, Р)

Самолётов эскадрильи.

 Логопедический стишок №62

Ушла гроза за горизонт

 — Закрыла Зоя сразу зонт.

Логопедический стишок №63

Наказала коза козла, Ради пользы, а не со зла. (по В. Бахревскому) Логопедический стишок №64

Женя Жанну обожает, Женя Жанне подражает.

Логопедический стишок №65

Чем же, Женя, ёж на ужа похож? — А в уже и еже есть по букве «Ж»! Логопедический стишок №66

Женя Жанне удружил: Жвачку трижды одолжил.

Логопедический стишок №67

Мужа жена Обожать должна.

Логопедический стишок №68

У Дашиной кошки В шёрстке блошки.

Логопедический стишок №69 Маша — малышка, У Маши пустышка. Логопедический стишок №70

 Сшили штанишки

 Плюшевому мишке.

На штанах кармашки,

На кармашках – пряжки.

Логопедический стишок №71

Шесть мышат шагают в школу,

Шаловливых и весёлых.

На уроках шесть мышат

Шелестят, шумят, шуршат.

 Тише, кот сюда спешит!

 Шмыг — и в школе ни души. (Т. Крюкова)

Логопедический стишок №72

 Шерсть в кудряшках (Ш, Р) У… барашка.

Логопедический стишок №73

В школу цифра шесть зовёт,

(Ш, Ж) Шестилеток школа ждёт.

Логопедический стишок №74

Хороши игрушки Лёши: (Ш, Р, Л)

Чебурашка, мишка, лошадь.

Логопедический стишок №75

Мышка в подполе шуршит, (Ш, Ж)

Кошка мышку сторожит.

Логопедический стишок №76

Я щепки и чурку

Подброшу в печурку.

 Логопедический стишок №77

 Рыбачку вот на крючок

 Есть отличный червячок.

 Логопедический стишок №78

 Нас «огорчили

Перчики чили.

 Логопедический стишок №79

Плачет Дина, плачет Дина.

 В чём причина? В чём причина?

Мамочкину дочку Ущипнули в щёчку.

Логопедический стишок №80

Дал водички на чаёк

Нам журчащий ручеёк.

Логопедический стишок №81

 Калачи из печи

Очень-очень горячи.

 Логопедический стишок №82

Необычно, непривычно:

Получил внучок «отлично»!

Логопедический стишок №83

Четыре Анюточки Прокричали суточки.

Прокричали суточки, Не устав ни чуточки.

Логопедический стишок №84

 Ученик ворчит беззвучно — Ах, учителю как скучно.

Логопедический стишок №85

Увеличили зрачки Очень новые очки.

Логопедический стишок №86

Пчёлка на цветочке, Цветочек в горшочке. Цветочки пахучие, Пчёлка кусучая. Логопедический стишок №87

 Блинчик на тарелочке Для Любочки девочки.

Логопедический стишок №88

 На пиджачке значок, На значке жучок.

Логопедический стишок №89

Сверчок в ночи Сверчит у печи.

 Логопедический стишок №90

Грибочки на пенёчке, Огурчики в бочке.

Логопедический стишок №91

 На веточке птички, В лесочке лисички.

Логопедический стишок №92

В стаканчике водичка, В коробочке спичка.

Логопедический стишок №93

На ёлочке иголочки,

На булочке корочки.

Логопедический стишок №94

Ключики в замочке, В ботиночке шнурочки.

 Логопедический стишок №95

Уголёчки в печке, А песочек в речке.

Логопедический стишок №96

Часики точные, Яблочки сочные.

Логопедический стишок №97

Мячик прыгучий, Цветочек пахучий.

Логопедический стишок №98

Тучка мрачная, Крылечко дачное.

Логопедический стишок №99

 Голосочек зычный, Дружочек закадычный.

 Логопедический стишок №100

На чайничке крышечка, (Ч, Ш)

На крышечке шишечка.

Ручечкой за шишечку

Поднимаем крышечку.