Препараты для развития речи у ребенка 5 лет лечение

препараты для развития речи у ребенка 5 лет лечение

Появление проблем с речевым развитием – проблема, которую чаще всего замечают самые внимательные родители. Очень важно следить за тем, как и когда ребенок начинает разговаривать. При наличии признаков значительного отставания от сверстников, необходимо посещение врача-педиатра, логопеда и детского невролога. Чаще всего назначается комплексное лечение проблем с массажем, психологической работой, аппаратными методами и медикаментами. Целесообразность использования препаратов при задержке речевого развития у детей определяет врач-невролог.

В чем заключается диагноз «задержки речевого развития»

Доктора, что занимаются развитием ребенка в первые годы жизни (неонатолог и педиатр) определяют периоды, в которых проявляется способность разговаривать. Крики радости и недовольства уже считаются первыми попытками проявить эмоции и желания. По мере взросления ребенок обогащает свой словарный запас, добавляет интонационную окраску и учится строить сложные предложения по всем правилам грамматики.

Формирование основных навыков происходит до 3-х лет – момента, когда ребенка отправляют в коллектив (детский сад), где необходимо умение высказать свои эмоции, желания. Групповое пребывание в детском саду является первым опытом социализации ребенка, которая невозможна без речи.

Постановка диагноза «задержка речевого развития» чаще всего проводится в 3 года. До этого периода, при наличии сомнений, дети находятся на учете педиатра и логопеда. Работа с последним начинается с возраста 1,5 лет.

Задержка речевого развития у детей (ЗРР) – патологическое состояние, которое характеризуется замедленным развитием навыков общения у ребенка, поздним доречевым периодом (гуления, лепета и первых фраз). Нарушение развития речи проявляется в трех компонентах: словарном (лексическом), звуковом (фонематическом) и соблюдении правил (грамматическом).

Наличие признаков нарушенного формирования других сфер психической деятельности (эмоции, воля, ощущения и восприятие, интеллект) говорят о задержке психо-речевого развития (ЗПРР).

Важно! Постановка диагнозов, связанных с нарушением развития ребенка, проводится только по заключению комиссии врачей

Методы лечения задержки развития речи

Наиболее эффективным лечением для замедленного формирования речи у детей считается комбинированный подход.

Одной из причин ЗРР считается неблагоприятная обстановка в семье, наличие конфликтов между родителями, отсутствие одного из родителей. Поэтому важно своевременно назначит психологическую работу со всеми членами семьи, для устранения психического «блока» речевого развития.

Другим аспектом, из-за которого развивается отставание, являются патологии мышечного аппарата (губ, языка, голосовых связок), например, при – детском церебральном параличе (ДЦП). В таком случае логопед проводит курсы занятий с постановки артикуляции. Кроме того, часто применяется логопедический массаж, который воздействует на активные точки, запускает работу нервных центров и способствует формированию навыков звукопроизношения.

Широко применяются физиотерапевтические процедуры и аппаратные методы для активации центров слуха и речи (например, ЛОГО+, электростимуляция), образованию стойких связей и речевых реакций.

Для коррекции процессов обмена веществ в головном мозгу, улучшения кровоснабжения и доставки питательных веществ назначаются специализированные медикаментозные средства.

Важно! Только невролог имеет право назначать препараты при задержке речевого развития у детей

Медикаментозная терапия задержки развития речи

препараты для развития речи у ребенка 5 лет лечение

Существует множество препаратов для лечения ЗРР (фото: www.srkblog.ru)

Процессы усваивания питательных веществ в центральной нервной системе происходят через каскад реакций с превращением глюкозы (простого углерода, который входит в состав хлеба, конфет, фруктов и овощей, круп) и выделением молекул энергии. Последние принимают участие в проведении нервных импульсов по волокнам в тканях, образовывают связи между нейронами (клетками), формируют память и навыки у малыша. Лечение ЗРР проводится с помощью ноотропов («noos» — головной мозг), – препаратов, которые обладают стимулирующим воздействием на нервную ткань.

В зависимости от действующего вещества ноотропы бывают с угнетающим и стимулирующим эффектом. При наличии у ребенка гиперактивности, которая проявляется ускоренным потоком мыслей, быстротой и множеством двигательных движений – необходимо назначение препаратов группы Пикамилона. Цераксон назначается в противоположном случае, когда в семье отмечается дефицит внимания, уделяемого ребёнку.

Группы препаратов для лечения ЗРР

препараты для развития речи у ребенка 5 лет лечение

Ноотропы – препараты для улучшения когнитивных способностей ребенка (фото: www.yourspeech.ru)

Назначаемые детским неврологом препараты, в зависимости от точки прикладывания действия, делятся на группы:

  • Средства гамма-аминомасляной кислоты (ГАМК): Пантогам, Аминалон, Пикамилон и др. ГАМК – медиатор («посредник») в нервной ткани, через который проводится торможение проведения импульсов при «проскакивании» через нужные центры. Кроме того, вещество улучшает усваивание головным мозгом глюкозы и повышает дыхательную активность тканей (использование кислорода).

Использование данных препаратов рекомендуется детям с синдромом гиперактивности или другими признаками повышенной возбудимости нервной системы.

Пантогам при задержке речевого развития назначается в форму сиропа (детям до 3-х лет) и таблеток. Препарат также обладает противосудорожным и небольшим успокоительным эффектом, улучшает сон и снижает уровень тревоги.

  • Пиритинол-содержащие средства (Церебол, Энербол, Энцефабол). Пиритинол обладает свойствами мембраностабилизатора нервных клеток, снижает концентрацию свободных радикалов (веществ, которые раздражают нервную ткань и вызывают патологическую имульсацию в периферические центры). Лекарства этой группы улучшают утилизацию глюкоза в головном мозге, повышают стойкость нейронов к кислородному голоданию.
  • Ноотропы с психостимулирующим эффектом: Цераксон. Активным веществом препарата является цитиколин, который повышает регенеративные способности мембраны нервных клеток, увеличивает запасы энергии, устраняет отек и застойные явления в головном мозге.

Цераксон назначается для повышения уровня внимания, функции памяти, улучшает когнитивные способности ребенка.

  • Витаминные препараты (нейромультивит, мильгамма). Поливитаминные комплексы обладают общим стимулирующим действием на функциональное состояние нервной системы, улучшают синтез необходимых медиаторов и способствуют проведению импульса.
  • Препараты на основе экстрактов нервных тканей животных (Кортексин, Церебролизин). Лекарственные средства из этой группы содержат активные аминокислоты, которые используются для синтеза новых клеток, репарации поврежденных участков нервной ткани. Кроме того, Кортексин применяется для улучшения когнитивных способностей после различных психологических и черепно-мозговых травм.

Лечение замедленного развития речевых навыков у ребенка сопровождается наблюдением лечащего врача. Курсы медикаментозной терапии проводятся параллельно с визитами к психологу и логопеду.

Особенности применения некоторых препаратов

Пикамилон назначается детям старше 3-х лет в форме таблеток. Одна таблетка содержит 20 мг активного вещества. Согласно инструкции по применению, детям от 3-х до 10 лет рекомендуется принимать по 1 таблетке 3 раза в сутки, старшим по 2 таблетки 3 раза в сутки. Лечение длится 3 месяца.

Цераксон выпускается в форме таблеток, саше с порошком и сиропа для перорального применения. Препарат назначается детям старше 3-х лет. Рекомендовано применять по 1 саше или таблетке в сутки, разделив на 2 приема, или по чайной ложке сиропа в день. Длительность лечения месяц, после чего – контрольный визит к неврологу. Клинические исследования по применению Цераксона у детей советуют назначать препарат только детям старшего возраста и при наличии серьезных проблем с развитием.

Энцефабол для лечения задержки речевого развития выпускается в форме суспензии для перорального приема. Рекомендованная доза ребенку по чайной ложке 3 раза в сутки в течение 6-8 недель. После этого периода оценивается эффективность препарата и решается, каким лекарством лечить ЗРР в дальнейшем.

Важно! Способ применения, дозу препарата и длительность лечения подбирает лечащий врач с учетом индивидуальных особенностей ребенка и степени тяжести задержки

Нежелательные последствия использования лекарств

препараты для развития речи у ребенка 5 лет лечение

Повышенная сонливость – побочный эффект некоторых ноотропов (фото: www.hushabyebaby.com.au)

Применение медикаментозных препаратов с целью лечения нарушений когнитивной сферы сопровождается риском развития побочных эффектов. В зависимости от действующего вещества, группы, дозы и длительности приёма средства, возможно развитие таких последствий:

  • У стимулирующих средств: повышенная возбудимость, нарушение сна, бессонница, усиленный аппетит, сыпь, которая сопровождается зудом.
  • Тормозящие препараты (Аминалон): сонливость, замедленная реакция, шум в ушах, головная боль. Все побочные эффекты характеризуются кратковременностью.

Кроме того, после применения препарата любой группы возможно развитие аллергических реакций в форме ринита, сыпи, отека.

Совет врача. При появлении симптомов аллергии необходимо немедленно прекратить прием препарата и обратиться к врачу

тоит ли лечить ребенка с задержкой или нарушением речи у невролога?  Следует понимать, что почти все нарушения речи возникают вследствие неких отклонений в здоровье ребёнка, а именно - нарушений работы мозга, центральной нервной системы, отклонений в строении артикуляционного аппарата, генетических или же психических расстройств. Изучая анамнез детей с патологией речи, специалисты установили, что к нарушению нормального становления речи у детей могут приводить различные неблагоприятные воздействия в период внутриутробного развития, преждевременные, длительные или стремительные роды, долгий безводный период, родовые травмы, асфиксия плода в родах, гидроцефалия и увеличенное внутричерепное давление, генетическая предрасположенность, психические заболевания и даже ранний перевод ребенка на искусственное вскармливание.
Тяжело протекающие детские болезни, особенно в первые три года жизни, черепно-мозговые травмы или просто оставленные без внимания частые падения, понижение слуха различной степени - все это может служить причиной отставания в речевом развитии или его нарушения. При воздействии неблагоприятных биологических (или социальных) факторов наиболее существенно повреждаются именно те области головного мозга, которые в данный момент наиболее интенсивно развиваются. Исследования показали, что нарушением речи часто страдают дети, чьи мать или отец имеют какие-либо психические расстройства, часто ссорятся или злоупотребляют алкоголем.Независимо от причины, которая привела к повреждению головного мозга, исход одинаков - разные зоны головного мозга начинают работать неправильно или не достаточно активно. У детей с нарушением речевого развития в большей степени «пострадали» зоны, которые отвечают за речь, и в результате речевое, а иногда и психическое развитие задерживается или нарушается.Существенную роль играет, конечно, наследственный фактор. Хотелось бы остановиться отдельно на этом момента. Часто приходят мамочки с пятилетним ребёнком, который практически не говорит. Спрашиваю, чего вы ждали год назад, полтора года назад? Ведь чем раньше начать коррекцию и лечение, тем выше результат! Мамы пожимают плечами и рассказывают, что, мол, свекровь говорит, что папа ребёнка заговорил только в 4 года и сразу фразами, и дядя поздно заговорил. И ничего, оба в люди выбились.Дорогие мамочки! Если по рассказам родни вы, ваш муж или дядя-тётя и иной близкий родственник заговорил поздно, то это сигнализирует, что у вашего ребёнка уже есть генетическая предрасположенность к ЗРР. От поколения к поколению ЗРР носит всё более тяжёлые формы.
Поэтому ждать, что всё само рассосётся- это крайне безответственная позиция! К сожалению, многие родители считают, что нарушение речи «лечат» логопеды, но логопеды - это педагоги, а не врачи. Они лишь учат ребенка правильно говорить, но в некоторых случаях этого крайне недостаточно!!!Таким образом, большинство речевых нарушений требует не только педагогической коррекции, но и НЕВРОЛОГИЧЕСКОГО ЛЕЧЕНИЯ!
Невропатологи могут назначить лечение уже с 1 года, если рано установлена неврологическая патология, которая приводит или может привести к задержке речевого развития или к его нарушению.Лучше всего, чтобы невролог или психоневролог, консультирующий по вопросам патологии речи, имел большой опыт работы с такими нарушениями.
Какие существуют методы лечения? Лекарственная терапия - среди препаратов, которые применяются для лечения, есть и те, которые являются «активным питанием» и «строительным материалом» для нейронов головного мозга (кортексин, актовегин, нейромультивит, лецитин и т.д.), так и препараты, «подхлестывающие» деятельность речевых зон (когитум). Все назнаначения делаются ТОЛЬКО врачом-неврологом или психиатром. Заниматься самолечением опасно, ведь препарат, который помог ребёнку вашей подруги, может быть противопоказан вашему ребёнку. Электрорефлексотерапия и магнитотерапия позволяют выборочно восстанавливать работу различных центров головного мозга, отвечающих за дикцию, словарный запас, речевую активность и интеллектуальные способности. Однако этот действенный метод запрещён для применения детям с судорожным синдромом, эпилепсией и психическими расстройствами. Противопоказаний для магнитотерапии нет.
Краткий обзор ноотропных и других препаратов, применяемых при лечении речевых нарушениях.НАЗНАЧАЕТ ПРЕПАРАТЫ ТОЛЬКО ВРАЧ! Не занимайтесь самолечением, это опасно! Ноотропы - это вещества, оказывающие специфическое позитивное влияние на высшие интегративные функции мозга. Они улучшают умственную деятельность, стимулируют когнитивные (познавательные) функции, облегчают процесс обучения, улучшают память, стимулируют интеллектуальную деятельность.Энцефабол - препарат, который улучшает патологически сниженные обменные процессы в тканях головного мозга, снижает вязкость крови и улучшает кровоток. Улучшает кровообращение в ишемизированных участках мозга, увеличивает их оксигенацию (насыщает кислородом), усиливает обмен глюкозы. Этот препарат "растормаживает" речь. Действует возбуждающе на неспокойных детей. После окончания курса лечения всё проходит.Пантогам (гопантеновая кислота) - это наиболее мягко действующий метаболический церебропротектор с минимально выраженным стимулирующим влиянием на ЦНС. Препарат улучшает энергетический обмен в мозге, и другие различные виды обмена в клетке, обладает противосудорожным действием, уменьшает моторную возбудимость с одновременным упорядочением поведения. Повышает умственную и физическую работоспособность. Пантогам своего рода "витаминки" для мозга. Препарат неплохой, практически все речевики на нем хорошо идут. Часто применяют в связке с глицином, ведь глицин усиливает действие гопантеновой кислоты. Результат от него заметен, но менее выражен, чем от энцефобола.Глицин является регулятором обмена веществ, нормализует и активирует процессы защитного торможения в центральной нервной системе, уменьшает психоэмоциональное напряжение, агрессивность, конфликтность, повышает умственную работоспособность и социальную адаптацию, облегчает засыпание и нормализует сон.Фенибут облегчает передачу нервных импульсов в ЦНС. Улучшает функциональное состояние мозга засчет нормализации обмена веществ в тканях и влияния на мозговое кровообращение. Снижает чувство тревоги, напряженности, беспокойства и страха, уменьшает раздражительность, эмоциональную лабильность, повышает умственную работоспособность. Иногда эффект бывает диаметрально противоположным (т.к. фенибут больше нейролептик, чем ноотроп). После отмены препарата эффект исчезает в течение нескольких дней.Семакс влияет на процессы, связанные с формированием памяти и обучением. Усиливает избирательное внимание в момент восприятия и анализа информации, улучшает закрепление памятного следа и его хранение, что находит применение, как у здоровых лиц, так и у пациентов с различной неврологической патологией, в том числе и детей речевыми нарушениями. Удобен в применении - не надо ребёнка уговаривать выпить лекарство, просто закапал в нос и всё. Препарат быстро всасывается со слизистой оболочки носовой полости, быстро проникает в мозг. И курс лечения этим средством в отличие от других ноотропов очень короткий - 3-5 дней. Лечебный эффект то него хороший, стойкий. Однако недостатком семакса являются его строгие условия хранения - он постоянно должен лежать в холодильнике (теряет лечебные свойства при температуре выше +10 гр.).Церебролизин повышает эффективность энергетического обмена веществ в мозге, предотвращает гибель нейронов в условиях гипоксии и ишемии, оказывает положительное влияние при нарушениях познавательных функций, улучшает концентрацию внимания, процессы запоминания. Очень результативный препарат. Эффект от лечения заметен сразу после проведения курса лечения.Кортексин улучшает процессы обучения и памяти, стимулирует процессы самовосстановления в головном мозге, ускоряет восстановление функций головного мозга после стрессорных воздействий.
Препарат хороший, большое количество детей, которые на нём отлично идут.Церепро улучшает кровоток и усиливает обменные процессы в ЦНС, оказывает положительное влияние на познавательные и поведенческие реакции больных с сосудистыми заболеваниями головного мозга, восстанавливает сознание при травматическом поражений головного мозга. Этот препарат российский аналог глиатилина. Активизирует познавательные процессы, стимулирует развитие речи. Выбирать какие из описанных препаратов показаны конкретному ребёнку может только врач, ведь несмотря на один диангоз, динамика у разных детей очень варьирует, так как степень поражения речевых зон и причины различны, а следовательно и результаты лечения могут различаться. Кроме неврологических препаратов следует в обязательном порядке давать препараты йода, так как от него напрямую зависят умственные способности. А в нашем регионе наблюдается недостаток этого химического элемента. Советы логопеда, материалы для занятий в домашних условиях и бесплатная консультация логопеда он-лайн

Речь — деликатный процесс, без которого сложно представить жизнь человека. Формирование речи начинается с первых месяцев жизни и продолжается до школьного возраста. На скорость и качество развития речи оказывает влияние целый ряд факторов:препараты для развития речи у ребенка 5 лет лечение

  • пол малыша;
  • воспитание;
  • социальная среда;
  • состояние здоровья;
  • психотип и пр.

Важно, чтобы родители не ждали, пока ребенок заговорит сам, а всеми доступными им способами стимулировали речь. Делать это нужно деликатно и ненавязчиво, так, чтобы не лишить малыша мотивации начать разговаривать, пополняя его активный лексикон новыми словами.

Задержка речевого развития — проблема, с которой сталкиваются дети и их родители, требующая незамедлительного решения.

Специалисты уверены, что проблема имеет прямую связь с задержками психического развития ребенка: несформировавшимся мышлением, воображением, неустойчивым вниманием.

К основным причинам задержки речевого развития у детей можно отнести:

  • отсутствие речевой практики у ребенка, невнимание взрослых по отношению к нему;
  • генетическое заболевание, вызывающее замедленное созревание ответственных за речь нервных клеток в головном мозге;
  • тугоухость;
  • травмы головы.

Тест для ребенка

Задача родителей — постоянное наблюдение за развитием детей и оценка их достижений. Анализируя поведение крохи до года и после, можно будет понять, насколько гармонично он развивается и осваивает речевые навыки. Так, например, к 8 месяцам малыши уже должны уметь произносить отдельные звуки. Протяжные «м-м-м-м» и «а-а-а-а-а» будут свидетельствовать о том, что речевое развитие идет своим чередом.препараты для развития речи у ребенка 5 лет лечение

К 10-14 месяцам пассивный словарь детей должен включать в себя несколько десятков слов. Кроха должен указывать взглядом на называемый предмет, реагировать на собственное имя. Ближе к полутора годам кроха должен суметь показать на картинках изображения по просьбе взрослых.

К двум-трем годам малыши способны произносить не только отдельные слова, но и строить на их основе простые фразы и предложения. К четырем годам дети достаточно уверенно и грамотно говорят, правильно выстраивая предложения из главных и второстепенных членов.

Диагностика и лечение ЗРР

Говорить о задержке речевого развития у ребенка можно ближе к 3-4 годам, когда малыши уже должны достаточно бегло и уверенно разговаривать простыми и сложными предложениями. Перед тем как поставить диагноз, ребенку назначают комплексное обследование с участием:

  • логопеда;
  • психолога;
  • невролога.

Поставленный и утвержденный диагноз будет означать необходимость проведения лечения, направленного на устранение проблемы и развитие речи у детей. Тип леченияпрепараты для развития речи у ребенка 5 лет лечение будет зависеть от причины задержки речевого развития. Так, например, если она психологического характера, связана с ограничением малыша в общении, врач назначит терапию, включающую в себя занятия с логопедом и усиленное внимание родителей.

Если причиной задержки речевого развития становятся мозговые дисфункции, то ребенку чаще всего назначают лекарственные препараты. Большая часть из них способствуют улучшению кровообращения и функций головного мозга. Обзор наиболее часто используемых комплексов для детей – ниже.

Что нужно знать о препаратах для развития речи?

Чаще всего родители, чьи дети нуждаются в профессиональной помощи и стимуляции развития речи, обращаются к логопеду, который устанавливает диагноз и может назначить лечение.

Нужно понимать, что назначение лечения с использованием препараты для развития речи у ребенка 5 лет лечениелекарственных препаратов — это не прерогатива логопеда! Логопед может сделать лишь предварительное заключение и направить ребенка для обследования и назначения медикаментозного лечения к неврологу. И никак по-другому. То же, насколько эффективными окажутся медикаментозные препараты, будет зависеть от сопутствующих лечению логопедических занятий.

К сожалению, сегодня медики продолжают практиковать назначение стандартных схем для неговорящих детей, независимо от их особенностей и причин задержки речевого развития. Естественно, что эффект от такого «лечения» далек от ожидаемого родителями.

Что касается нейротропных препаратов, то они для детей вовсе не опасны, как некоторым кажется. В сочетании с логопедическими упражнениями в большинстве случаев они действительно «разговорят» молчуна.

Но для того, чтобы не рисковать здоровьем малыша, нужно кое-что знать, а именно – какие препараты действительно ему необходимы и какой эффект они имеют.

Обзор препаратов для развития речи

В современной медицине чаще всего применяются следующие нейротропные препараты:

  • Пирацетам;препараты для развития речи у ребенка 5 лет лечение
  • Энцефабол;
  • Пантогам;
  • Аминалон;
  • Энцефабол;
  • Глиатилин;
  • Мемантин;
  • Глицин;
  • Семакс;
  • Актовегин;
  • Инстенон;
  • Винпоцетин и пр.

Дополнительно детям для стимуляции развития речи могут назначаться витаминные комплексы, тонизирующие средства и антиоксиданты. В курсе лечения детям обязательно прописывают пропить витамины группы В.

Если ЦНС ребенка отличается повышенной возбудимостью, ему назначают препараты деликатного воздействия, например «Глицин», «Церебрум» или «Пантогам». Если электроэнцефалография не провоцирует эпилептиформную активность у малыша, ему назначают курс препарата из категории ноотропов.

Так или иначе, нужно помнить о том, что назначать медикаментозное лечение может только врач-невролог, так же как и корректировать его или отменять.

Чтобы лекарственная терапия действительно давала позитивную динамику, она должна проходить параллельно с развивающими речь занятиями.

12 мая 2017, 22:07

Значит ситуаци такая -сегодня были у невролога по вопросу отсутствия речи у сына. Сыну почти 2,4. Вернее в обиходе есть слов 10 которыми он обходится и на этом все. Очень активен, самостоятельно практически не играет ну мож. минут 10 и то если шкода какая )))неусидчив, легко отвлекается при занятиях с ним, перескакивая с одного действия на другое ну и т.д. много писать не буду.

Ее вердикт (невролога) и запись в карточке «Гипперактивность и синдром нехватки внимания»… Епрст..!!! нехватка внимания! я если честно не знаю сколько еще нужно уделять времени и внимания, играм, развивашкам, рисовашкам и т.д.! Ну не суть. Значит мало…

Назначила она нам три препарата Когнум на три месяца, Глицин и Магникум на месяц. Обьяснила что Глицин поможет ему немножко снизить свою активность для усидчивости а остальные два препарата именно для улучшения работы мозга и таким образом начать воспринимать нужную информацию .

Вопрос такой — кто принимал эти препараты? Были ли результаты? Что кроме препаратов делали еще?

У меня в планах еще на массаж поводить. На прием повторно теперь в октябре.

Девочки, отговаривать меня от приема препаратов не нужно. Я вижу что сын отстает от говорящих деток, а нагонять потом будет ох как сложно! и кусать себелокти что пустила все на «авось» к трем заговорит!

Всем спасибо за помощь и комментарии)))